CAMEL Studio

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Итальянские маршруты Андрея Тарковского

Итальянские маршруты Андрея Тарковского

Книга Льва Наумова «Итальянские маршруты Андрея Тарковского» представляет собой попытку систематического исследования творческой работы режиссёра в ситуации, когда он оказался оторванным от национальных корней. Иными словами, в эмиграции. В качестве нового места жительства мастер избрал напоённую искусством Италию, и в этом, как теперь кажется, нет ничего случайного. Издание совмещает в себе черты биографии и киноведческой литературы, туристического путеводителя и исторического исследования, а также публицистики, снабжённой культурологическими справками и изобилующей отсылками к воспоминаниям. В той или иной степени, на страницах книги рассматриваются все работы Тарковского, однако основное внимание уделено двум его последним картинам — «Ностальгии» и «Жертвоприношению».

Купить книгу на сайте издательства.


Киноведческий травелог Льва Наумова — исчерпывающий путеводитель не только по географии и топонимике Андрея Тарковского, но и по внутренним, скрытым, не обнаружимым на карте маршрутам его фильмов. Исходя из «Ностальгии» как вершинной точки творчества режиссёра, автор увлекательного исследования у нас на глазах превращает русского художника в универсальную ренессансную фигуру, родиной которой может быть лишь одна страна в мире — Италия. Окно в европейскую культуру, счастливый билет в виде венецианского «Золотого льва», фестивальные успехи и прокатные сложности, переклички с художественным миром Возрождения и творческое партнёрство с Тонино Гуэррой — индивидуальные черты биографии Тарковского. Они вырастают на страницах книги в ёмкую историю итальянского искусства в необычном диалоге с русским, в летопись кинематографа второй половины ХХ века, в поэму об извечной тоске по невозможному пути «от молодых ещё воронежских холмов к всечеловеческим, яснеющим в Тоскане». Не была ли Италия для России — и до Тарковского, и после — той непознаваемой и в то же время узнаваемой планетой-двойником из «Соляриса», нашим общим желанным и недостижимым «Зеркалом»?

Антон Долин, кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино».

При том, что о Тарковском написано рекордно много, Лев Наумов находит совсем неожиданные, иногда парадоксальные входы в художественный мир главного героя книги... Автор принадлежит к новому поколению исследователей жизни и творчества Тарковского. Он пользуется многими источниками информации, и прежде всего дневниками режиссёра. Хотя со времени описываемых событий прошло не больше полувека, разобраться в них даже самому въедливому следопыту нелегко, потому что свидетельства непосредственных участников субъективны и часто противоречат друг другу. Наумов прав, позволяя себе некоторый волюнтаризм и собственную трактовку сюжета жизни мастера. Ведь он пишет для читателей XXI века, которые открывают «своего» Тарковского, отличного от того канонического, каким он виделся современникам. С другой стороны, в этом сюжете присутствует энигматичный, даже мистический элемент: это одна из причин, почему личность и творчество режиссёра продолжают интриговать и волновать по сей день. Не снимая покров тайны, книга позволяет если не постичь их, то ощутимо к ним приблизиться и прикоснуться.

Андрей Плахов, кинокритик, киновед, обозреватель газеты «Коммерсантъ».


Дополнительные материалы

Карта "Италия Андрея Тарковского".

Видеоиллюстрации:

  1. Церковь Сан-Пьетро в Тускании (к стр. 292).
  2. Сцена «Мадонна дель Парто» (к стр. 292).
  3. Машина на берегу (к стр. 877).
  4. Левитация (к стр. 877 и 900).
  5. Полёт над натюрмортом (к стр. 877).
  6. Спор в день рождения (к стр. 877).
  7. Грязные руки (к стр. 877).

Оглавление книги.

Географический указатель.
Именной указатель.
Предметный (кинематографический) указатель.

Список опечаток.

 

Поиск

Вход

rss

YouTube

Visitor map


Яндекс цитирования