В сезоне 2013-2014 годов итоговая программа нашего кинофестиваля по большей части представляет собой наградной список лауреатов и дипломантов. Ниже мы приводим перечень картин-победительниц для всех трёх конкурсных секций – "Художественное кино", "Документальное кино" и "Анимационное кино". Для каждого фильма курсивом указывается то, за что он награждён. При этом, в программу также входят две картины из секции "Музей кино".
Художественное кино | |
"Сестра-бог" (73 мин., Яо Рамесар (Тринидад и Тобаго), 2006) Гран-при за лучший художественный фильм. |
|
"Несколько посланий в пространство" (86 мин., Theater Dortmund (Германия), 2012) Награждается за лучшую режиссуру. Удивительная образная фантасмагория. Ураган, бушующий между вымыслом и реальностью. Человечество, предстающее на манеже крупным планом. Акробатические кульбиты между смертью и бессмертием. Таков страшноватый, но завораживающий экзистенциальный цирк, поднимающий занавес перед зрителями этого фильма. |
|
"Спрятанные города" (27 мин., Густав Хамос, Катя Праташке (Германия), 2012) Награждается за создание множества географических перспектив. Авторы картины ставят эксперимент с целью исследовать то, как человек воспринимает формации, называемые "городами". Город, как живой организм, отражающий социальные процессы и взаимодействия, политические условия и личные страсти. То, чем на деле является город, сокрыто множеством знаков и условностей. Фильм представляет собой своеобразный путеводитель, в котором нет ничего непридуманного и ничего незнакомого. |
|
"Потому что есть вещи, которые забыть невозможно" (14 мин., LMF Films (Испания, Аргентина), 2008) Награждается за лучшую операторскую работу. Италия, Неаполь, 1950 год. Четверо друзей играют в футбол на улице. Внезапно их мяч залетает во двор к злой соседке. Ясно, что свой мяч они больше не увидят, однако их месть будет страшна. |
|
"Юпитер" (11 мин., Габриэль Барриос (Испания), 2013) Награждается за внятную теологию. Главный герой – образованный и серьёзный взрослый мужчина, страстно увлечённый своим хобби – строительством игрушечной железной дороги. Нет, не просто дороги, но целого города... Целого мира! Заканчивая работу и ощущая себя Творцом, он, как никто понимает значение понятий Создание, Красота, Совершенство... |
|
"Треск в темноте" (20 мин., Noctambule Cinema (Испания), 2013) Награждается за прикосновение к метафизике творчества. Карлос – блестящий молодой писатель, только что получивший признание. Во время встречи с друзьями речь заходит о его выдающемся учителе, недавно издавшем довольно противоречивую трилогию после семилетнего молчания. Карлосу становится ясно, что не все разделяют его восторженные взгляды на маэстро. |
|
"Четыре женщины" (26 мин., ВГИК (Россия), 2013) Награждается за атмосферу и вкус нового кино. История о четырёх женщинах, делящих свой мир на реальный и вымышленный, живущих только чувствами, а главное – постоянно жаждущих собственного "довоплощения". |
|
"Поминовение" (24 мин., Директория кино (Украина), 2012) Награждается за отважное обращение к непреходящей истории. Продать семейный дом всегда очень непросто... Героиня фильма едет на старый хутор, чтобы завершить продажу дедовой хаты, и неожиданно находит на территории своего детства ответы на жизненно важные вопросы. |
|
"Потерянный дом" (17 мин., СПбГУКиТ (Россия), 2013) Награждается за попытку актуализировать мифологию Санкт-Петербурга. С молодой финкой Йоханной знакомится художник Михаил. Их прогулка по летнему Петербургу превращается в легкое приключение. Не важно, верят ли герои в судьбу, она неизменно преподносит сюрпризы. |
|
Документальное кино | |
"Бронский" (27 мин., СПбГУКиТ (Россия), 2012) Гран-при за лучший документальный фильм. Фильм-портрет молодого писателя Александра Сарапова, более известного под литературным псевдонимом Бронский. Его творчество вызвало интерес у множества деятелей кино и литературы. Теперь можно только гадать, что было бы, если бы его жизнь не прервалась трагически, когда ему было всего 24 года. |
|
"Один день после мира" (86 мин., Erez Laufer Films (Израиль), 2012) Награждается, как лучшая остросоциальная картина. О чём могут говорить матери, чьи дети погибли, воюя друг против друга? Может ли опыт урегулирования конфликта в Южной Африке помочь ослабить Палестино-Израильское противостояние? Роби Дамелин пострадала от обоих войн. Родившаяся во времена апартеида, она потеряла сына, служившего в израильской армии. Сначала Роби попыталась инициировать диалог с палестинцами, убившими её ребенка, но это не увенчалось успехом. Тогда отважная женщина отправилась в Южную Африку, чтобы попытаться разобраться, нащупать корни проблемы. На глазах зрителей Роби проходит путь от поглощённости личной трагедией к уверенности в том, что лучшее будущее возможно. |
|
"Дорогая Фукусима" (75 мин., Studio Tankista (Россия), 2012) Награждается за лучшую операторскую работу и монтаж. 11 марта 2011 года – это тот день, когда для автора фильма мир перевернулся. То, что случилось в Японии, трудно было помыслить, но внезапно это стало таким реальным. Какое будущее ждёт жителей Фукусимы? Смогут ли они когда-нибудь вернуться к жизни, которую вели до трагедии? Автор фильма отправился в Чернобыль – место, где произошла крупнейшая радиационная катастрофа – чтобы найти ответы на свои вопросы. |
|
"Возвращения" (11 мин., Александр Ратий (Украина), 2012) Награждается за текст. Монолог человека, рожденного в прошлом веке и тысячелетии, в городе и стране, которых больше нет на карте. Герой постоянно старается вернуться. Но куда? И зачем? |
|
"Последний канатоходец Армении" (73 мин., Барс Медиа (Армения), 2010) Награждается за важность темы и точность её раскрытия. Фильм рассказывает историю о двух самых известных канатоходцах Армении. Они ровесники – Жоре сейчас 78 лет, а Князю – 77. Эти двое – единственные мастера, которые пытаются уберечь легендарное искусство от нападок современного мира. Бывшие соперники сегодня вместе надеются, что их единственный ученик продолжит традиции, уходящие вглубь веков. Семнадцатилетний Овсеп, которого усыновил Жора, должен решить – станет ли он тем самым последним канатоходцем в обществе, которому больше не нужен смельчак, шагающий по канату или... После смерти Жоры Овсепу еще труднее принять решение. |
|
"Истории о виолончели" (74 мин., Samsa Film (Люксембург), 2013) Награждается, как лучшая публицистическая картина. Четыре струны, деревянная коробка – это неизменно вот уже 300 лет. Из всех музыкальных инструментов виолончель наиболее похожа на человека – по форме, по размеру, по тональности... Дочь вот уже десять лет ищет инструмент своего отца. Мастер силится придумать технологию, позволяющую получить идеальное звучание. Солист, выступающий в лучших залах, объездил весь земной шар. Копировальщик пытается добиться того же качества звука, что и великие мастера. Это – картина мира на фоне виолончели. |
|
"Город М" (45 мин., Леннаучфильм, ЦНФ (Россия), 2012) Награждается за удивительный и объёмный портрет города. Эту печальную драму, снятую сквозь призму собственных детских впечатлений, автор посвятил своим землякам – строителям и металлургам знаменитой Магнитки. Гигантский комбинат спасал страну во время Великой Отечественной войны, крепил её мощь в мирное время. Никто не говорил и не задумывался о цене. Автор показывает, как в первом социалистическом городе на Земле сказка делалась былью. |
|
Анимационное кино | |
В данной секции в текущем сезоне дипломы было решено не присуждать. | |
Музей кино | |
"Молчание Пелешяна" (50 мин., Пьетро Марчелло (Италия), 2011) Классик документального кино Атравазд Ашотович Пелешян предыдущий свой фильм снял больше двадцати лет назад. Изобретатель "дистанционного монтажа", один из немногих авторов, оказавших существенное влияние на формирование выразительных качеств киноязыка, введший в монтаж "этическое измерение", сейчас он не даёт интервью и не выступает. Он молчит. Но его молчание значит куда больше, чем речи многих. Итальянский режиссёр Пьетро Марчелло – один из тех, с кем Пелешян согласился поговорить. |
|
Мастер-класс Наума Клеймана (93 мин., CAMEL Studio (Россия), 2014) Специально для кинофестиваля "ArtoDocs" президент Государственного Музея Кино Наум Ихильевич Клейман рассказал о своих взглядах на кинообразование, на прошлое и будущее кино, поведал о том, зачем нужны фестивали, как стоит начинать свой путь молодым авторам и многое другое. В разговоре Наум Ихильевич упомянул и о самом Музее, его целях, задачах, миссии и вопиющем парадоксе: Музей обладает колоссальной коллекцией и беспрецедентным потенциалом, но всё ещё не имеет собственного здания. Разумеется, ведущий киновед и историк кино рассказал и о многих режиссёрах, фрагменты картин которых вы увидите в этом фильме-монологе. Эта уникальная лекция уникального человека будет интересна как профессиональным кинематографистам, так и рядовым зрителям, любящим Кино. |